+7 (351) 214-17-17 Заказать звонок

г. Челябинск,

ул. Братьев Кашириных, 76

ул. Карла Либкнехта, 20а

запись на прием

Аборт: преступление и наказание

6

К искусственному прерыванию беременности прибегали еще в глубокой древности. Прямые или косвенные упоминания об этом содержатся в дошедших до нас документах времен Римской империи, в высказываниях Аристотеля и Цицерона, в трудах Гиппократа, даже в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины (Авиценны), жившего тысячу лет назад.

Отношение общества и государства к аборту в различные времена не было постоянным. Оно находилось в тесной зависимости от особенностей общественного и государственного строя, от экономических и социальных условий жизни, от численности и плотности населения в той или иной стране, от развития религиозных верований и т. д.

Законодательством Древней Греции и Рима жизнь плода не охранялась. Производство абортов не преследовалось и даже оправдывалось.

По существовавшему тогда представлению плод в чреве матери не считался прообразом человека. Аристотелю принадлежит высказывание: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить...» Отец древней медицины Гиппократ относился к абортам отрицательно и считал плодоизгнание безнравственным. Он был противником не только искусственного прерывания беременности, но и применения противозачаточных средств. В тексте врачебной клятвы («клятва Гиппократа»), приносимой его учениками, было сжато сформулировано отношение врача к больным. В ней имелась фраза, дошедшая до нашего времени: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария (в данном тексте имеется в виду средство, могущее прервать беременность)». Шли годы. Потребность Римской Империи и других стран в рабах и солдатах заставила пересмотреть прежнее отношение к аборту. Цицерон высказывался за наказание женщины, прибегнувшей к аборту. Ему приписывают слова: «...женщина должна быть наказана за изгнание плода, так как она крадет у республики предназначенного для нее гражданина...». С течением времени во многих странах все больше и больше укреплялся взгляд на аборт, как на преступное деяние. Это послужило основанием для создания законов о наказуемости искусственного прерывания беременности.

Мера наказания за аборт в различных странах и в разные времена была далеко не одинаковой. Так, в XVI веке в ряде европейских стран искусственное прерывание беременности каралось даже смертной казнью. Она была установлена в Англии (1524 г.), Германии (1533 г.), во Франции (1562 г.) и др. В России смертная казнь как мера наказания за искусственное прерывание беременности была установлена во второй половине XVII века специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым. В 1715 г. Петр I своим Указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь.

В более позднее время смертная казнь была отменена и в других странах, но мера наказания в течение многих лет продолжала оставаться суровой. Так, русское законодательство даже в конце XIX столетия предусматривало за искусственный аборт тюремное заключение или ссылку в отдаленные места Сибири на поселение или каторжные работы. Такая мера наказания относилась не только к лицам, производящим аборт, но и к их пособникам и к самой женщине. В одной из статей «Уложения о наказаниях» (статья 1462), принятого в 1885 г., говорилось: «Беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию с другими, употребит какое-либо средство для изгнания плода своего, подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь на поселение».

В 1903 г. эта мера наказания была изменена. Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывалась заключением в исправительном доме на срок не свыше 3 лет. Совершенно очевидно, что при таком положении дел население принимало все меры к тому, чтобы сохранить в тайне сам факт аборта и скрыть его участников. Этим и объясняется отсутствие в то время более или менее точных сведений о действительном числе абортов. 20 век принес значительные изменения в практику искусственного аборта – от юридического разрешения прерывания беременности ранних и поздних сроков до появления неоперационных, медикаментозных методов прерывания незапланированной беременности. Появление эффективных методов контрацепции в некоторой степени снизило напряженность этой проблемы. Однако многие вопросы остаются актуальными и сегодня – безопасность женщины, сохранение возможности вынашивания беременности в дальнейшем, профилактика воспалительных заболеваний и другие. 

Интересно отметить, что даже в 1977 г. всего лишь 36% населения мира жило в странах, где аборт разрешен по желанию женщин практически без ограничений; 23% — в странах, законодательства которых разрешают аборт по медицинским, генетическим и ряду широких социальных показаний; 12% — в странах, где для производства аборта предусмотрены лишь медицинские, юридические и генетические показания, а остальное население мира жило в странах, где аборт производился только для спасения жизни беременной или вообще был запрещен.

Наиболее «мягким» в настоящее время является законодательство об аборте в «бывших» социалистических, скандинавских и ряде других стран. Наиболее строгие законы продолжают оставаться в некоторых странах Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. В таких странах, как Италия, Испания, Португалия и ряде других, до 80-х годов нашего столетия была ограничена даже продажа противозачаточных средств.

Аборт может привести к бесплодию и другим вредным последствиям для здоровья женщины. Необходима консультация врача.

Распечатать
Остались вопросы? Мы с удовольствием на них ответим!
МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
Яндекс.Метрика