Бесплодие в браке – что такое мужской фактор?

11

Бесплодием страдают мужчины и женщины во всем мире. Хотя оценка распространенности этого состояния неточна, считается, что около 8% -10% супружеских пар в течение репродуктивного периода жизни сталкиваются с проблемой бесплодия; при пересчете на общую популяцию это означает, что в мире около 50-80 млн человек, для которых бесплодие является причиной личных страданий и распада семьи. Подсчитано, что ежегодно появляется около 2 млн новых бесплодных супружеских пар и число их растет.

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) бесплодным считается брак, при которм у женщины детородного возраста отсутствует беременность после 12 или 24 месяцев совместной половой жизни без использования средств контрацепции.

Причиной бесплодия могут буть нарушения репродуктивной систему у одного или обоих супругов. При этом женский фактор служит причиной бесплодия в браке в 45% случаев, мужской - в 40%, сочетанный - в 15% случаев. Поэтому медицинская оценка репродуктивного потенциала мужчины – необходимая предпосылка для решения проблемы бесплодного брака в целом.

Однако новейшие методы коррекции мужского бесплодия и, в частности, введения сперматозоида в яйцеклетку (ИКСИ) не только увеличили спектр показаний для использования методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) при лечении мужчин, но и существенно поколебали позиции андрологии в плане эффективности традиционных методов лечения мужской инфертильности. Прямой связи между качеством спермы и нарушением эрекции нет, поэтому полноценность сексуальной жизни не является гарантией отсутствия патологии спермы (как по качественным, так и по количественным показателям).

Несмотря на широко разрекламированный прогресс в лечении бесплодия с помощью таких методов, как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), следует подчеркнуть, что они используются в основном для лечения женского бесплодия, хотя ЭКО (в том числе оплодотворение единственным сперматозоидом - ИКСИ) рекомендуется также и для лечения бесплодия, вызванного иммунологическим и мужским фактором при олиго- и астенозооспермии.

За последние 10-15 лет изучена роль заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), в патогенезе как мужского, так и женского бесплодия. Известно, что воспалительные заболевания органов мало таза (ВЗОТ) часто возникают в результате заражения ЗППП, приводят к непроходимости маточных труб и спаечному процессу в малом тазу, который в некоторых регионах является причиной почти 50% случаев бесплодия у женщин. ЗППП также приводят инфекции придаточных половых желез, нарушению выделения спермы и обструктивной азооспермии у мужчин (примерно 8 - 12% бесплодных супружеских пар). К сожалению, имеется мало информации по распространенности ЗППП в различных странах. В США причиной около 40 -50% случаев острого течения ВЗОТ является гонококковая инфекция, а в Финляндии, Швеции, Великобритании и США в 20 - 51% случаев ВЗОТ выявляется Chlamidia trachomatis.

Клинический подход к обследованию и лечению пациентов, страдающих бесплодием, сильно варьирует в различных клиниках в зависимости от возможности выполнения лапароскопии, УЗИ и гормональных исследований. Это привело к появлению бесчисленного числа классификаций причин бесплодия и затруднениям в сравнении результатов обследования и лечения между клиниками.

Существует большое разнообразие факторов, прямо или косвенно ответственных за развитие бесплодия, от которых напрямую зависит успех или неудача проводимой терапии. Они должны обязательно учитываться при оценке результатов диагностических процедур, постановке правильного диагноза и выборе метода лечения.

На женщину традиционно падает основная ответственность за неудачу в наступлении зачатия. Такой взгляд основан на псевдологическом заключении о том, что «если она не беременна, то только она в этом и виновата». В действительности же, согласно исследованию, упомянутому выше, мужская репродуктивная способность снижена не менее чем в 50% случаев бесплодия в браке. Это означает, что обследование мужчины должно проводится в каждом случае бесплодного брака, причем в самом его начале, тем более что обследование мужчины просто, недорого, безболезненно и быстро приводит к выяснению причин, перечисленных в таблице.
Дополнительными причинами ухудшения качества спермы могут быть злоупотребление алкоголем, табакокурение, профессиональные вредности (радиация, химическое производство), «горячее» производство – металлургия, ожирение, конфликтные ситуации в межличностных отношениях.

Клиника репродуктивной медицины уже много лет успешно решает проблемы женского и мужского бесплодия. Для оценки качества спермы необходимо пройти обследование у врача уролога (андролога), сдать спермограмму и желательно MAR-тест, который показывает процент выключенных из оплодотворения сперматозоидов (из-за особой оболочки), которые в спермограмме расцениваются как абсолютно нормальные сперматозоиды. Обязательно необходимо пройти обследование на ЗППП. При необходимости Вам будет назначен курс индивидуальной терапии. Эффективность лечения зависит от своевременности обращения к врачу и соблюдения рекомендаций по лечению.

Причины бесплодия у мужчин:

Сексуальные и/или эякуляторные нарушения

2,9 %

Иммунологический фактор

3,8 %

Отсутствие видимой причины бесплодия

Изолированная патология семенной плазмы

Ятрогенный фактор (врачебные действия)

7,6 %

Системное заболевание (туберкулез, цирроз печени, сахарный диабет, паротит)

35,2 %

Врожденная аномалия (крипторхизм, гипоспадия)