HLA-типирование

Обследование супружеской пары на HLA – типирование (определение генетической совместимости супругов по генам гистологической совместимости тканей) показано:
 • При бесплодии
 • При привычном невынашивании беременности
 • При нескольких неудачных попытках ЭКО

В последние годы проблема бесплодия супружеских пар, невынашивания беременности становится все более актуальной. Невынашивание беременности (синдром потери плода), как и бесплодие, — не какая-то отдельная болезнь. Как правило, это следствие неполадок в репродуктивной системе. Причин тут несколько: анатомические врожденные и приобретенные факторы, эндокринная патология, инфекции, иммунологические и генетические причины. В некоторых случаях причиной отсутствие беременности являются заболевания других систем и органов супругов (сахарный диабет, врожденные пороки сердца и т.д.)

Проблема раннего невынашивания беременности при отсутствии аномалий кариотипа (хромосомного набора пары чаще всего имеет иммунологическую природу. В настоящее время все больше исследователей приходят к выводу о тесной взаимосвязи и взаиморегуляции между эндокринной и иммунной системами, реализующейся на ранних этапах имплантации. Сходство супругов по HLA, присутствие в HLA-фенотипе родителей определенных антигенов приводит к спонтанным выкидышам, осложненному течению беременности, врожденным порокам развития плода, снижению сопротивляемости потомства к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Что такое HLA?

HLA - human leucocyte antigens - антигены тканевой совместимости (cиноним: MHC - major histocompatibility complex - главный комплекс гистосовместимости тканей человека).

На поверхности практически всех клеток организма представлены молекулы (белки), которые носят название антигенов главного комплекса гистосовместимости (HLA - антигены). Название HLA - антигены было дано в связи с тем, что эти молекулы наиболее полно представлены именно на поверхности лейкоцитов. Каждый человек обладает индивидуальным набором HLA - антигенов.

Молекулы HLA выполняют роль своеобразных "антенн" на поверхности клеток, позволяющих организму распознавать собственные и чужие клетки (бактерии, вирусы, раковые клетки и т.д.) и при необходимости запускать иммунный ответ, обеспечивающий выработку специфических антител и удаление чужеродного агента из организма.

Состав каждого антигена HLA кодируется соответствующим HLA-геном 6-й хромосомы. Иначе говоря, индивидуальное сочетание HLA-антигенов у конкретного человека определяется индивидуальным сочетанием HLA-генов. Сочетание HLA генов, получаемое от родителей, столь же индивидуально, как и отпечатки пальцев.

Каждый из генов может иметь многие десятки вариантов (аллелей, как их называют генетики) - их разнообразные сочетания и формируют множество комбинаций генов. Именно аллели, выявленные при исследовании, указываются в бланке результатов HLA-типирования.

Значение HLA при беременности

При наследовании антигенов тканевой совместимости ребенок получает по одному гену каждого локуса от обоих родителей, т.е. половина антигенов тканевой совместимости наследуется от матери и половина от отца.

Несоответствие супругов по HLA-антигенам и отличие зародыша от материнского организма является важным моментом, необходимым для сохранения и вынашивания беременности. При нормальном развитии беременности «блокирующие» антитела к отцовским антигенам появляются с самых ранних сроков беременности.

Сходство супругов по антигенам тканевой совместимости приводит к "похожести" зародыша на организм матери, что становится причиной недостаточной антигенной стимуляции иммунной системы женщины, и необходимые для сохранения беременности реакции не запускаются.

Большое число совпадающих антигенов главного комплекса гисто-совместимости (HLA) у супругов приводит к тому, что зародыш не распознается организмом матери как плод, а воспринимается как измененная клетка собственного организма, против которой начинает работать система уничтожения.

Важное значение для диагностики иммунных форм невынашивания беременности, бесплодия имеет определение генотипа супругов по HLA-антигенам. Для проведения анализа берется кровь из вены, и из полученного образца выделяют лейкоциты (клетки крови, на поверхности которых наиболее широко представлены антигены тканевой совместимости). HLA-фенотип определяется методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Для преодоления проблемы сходства супругов по HLA-антигенам существует несколько видов терапии: иммунизации матери концентрированной культурой лимфоцитов мужа, иммунотерапия препаратами иммуноглобулинов человека, фармакологическое действие при этом: иммуномодулирующее, иммуностимулирующее.

Пройти обследование на HLA-совместимость, кариотипирование (определение хромосомного набора) супругов, а также на мутации генов тромбофилии Вы можете в Клинике репродуктивной медицины.

Клиника репродуктивной медицины
Забор крови с 9:00 до 20:00