О чем должна знать каждая женщина (разговор с гинекологом)

12

В настоящее время, проблема заболеваний шейки матки остается одной из самых важных в современной гинекологии. Несмотря на успехи в диагностике и лечении этих заболеваний, частота их продолжает расти. Более половины пациенток гинеколога имеют какие-либо заболевания шейки матки.

В происхождении заболеваний шейки матки имеют значение генетические факторы, а также состояние внутренней и внешней среды. К внутренним факторам обычно относят гормональный дисбаланс, возраст, нарушение питания тканей в результате каких-либо заболеваний, метаболические нарушения и др. Важную роль в реализации патологического процесса на шейке матки играют также внешние факторы. Шейка матки ежедневно испытывает на себе ряд агрессивных факторов: контакт с механическими средствами контрацепции (презерватив, колпачки, губки), различными мазями, смазками, тампонами и др., травмы (в том числе связанные с выполнением искусственного аборта, каких-либо диагностических манипуляций, полученные в родах).

Заболевания шейки матки протекают, как правило, бессимптомно, потому что шейка матки – это уникальный орган, который не имеет чувствительных болевых окончаний, а, значит, шейка матки не болит - даже когда в ее структуре происходят патологические изменения. Еще одной особенностью является то, что шейка матки, разделяя два функционально различных органа - матку и влагалище, находится одновременно со стороны влагалища в кислой среде и имеет щелочную реакцию в шеечном канале. За счет содержащейся в шеечном канале слизи создается дополнительный барьер для восходящей из влагалища в верхние отделы полового аппарата инфекции.
В последнее время среди известных причин развития патологии шейки матки большое значение придается инфицированности вирусом папилломы человека (ВПЧ). Папилломавирусная инфекция - одна из самых распространенных вирусных инфекций. Более 50% сексуально активного населения мира в течение жизни инфицируется вирусом папилломы человека. В подавляющем большинстве случаев поражение вирусом проходит бесследно для пациентов и заканчивается спонтанным выздоровлением. Однако, примерно в 10% случаев, инфекция приобретает хроническое течение. Факторы, провоцирующие активацию вируса, до конца не выяснены. Между тем найдена связь между частотой обнаружения патологии шейки матки и беременностью, сменой половых партнеров за короткий промежуток времени, низким социально-экономическим статусом. В качестве возможных факторов, вызывающих развитие заболеваний шейки матки у ВПЧ-инфицированных женщин, выделяют применение оральных контрацептивов, раннюю первую беременность, недостаток витамина С в продуктах питания, каротиноидов, а также снижение защитных сил организма. Данные о курении, как о факторе риска, противоречивы. Распространение инфекции происходит преимущественно половым путем, достигая максимума инфицирования до 30 лет. У трети женщин репродуктивного возраста, проходящих плановое обследование, есть внешние проявления ПВИ - остроконечные кондиломы.

В середине 70-х годов ХХ века впервые было высказано предположение о возможном участии вирусов папилломы человека в патогенезе рака шейки матки и начаты исследования по идентификации вируса в биопсийном материале. Было установлено, что в злокачественных опухолях шейки матки выявляются наиболее часто два типа вирусов ВПЧ 16 и ВПЧ 18. А в доброкачественых поражениях шейки (эрозии, лейкоплакии, дисплазии) присутствуют в основном вирусы 6 и 11 типов. При дальнейшем изучении роли ВПЧ в развитии предопухолевых и опухлевых процессов шейки матки все серотипы были разделены на три группы:

1. Низкая степень онкогенного риска: 6,11,42,43,44
  2. Средняя степень онкогенного риска: 31,33,51,52,58
  3. Высокая степень онкогенного риска: 16,18,45,56

В настоящее время в ряде исследований показано, что ДНК ВПЧ обнаруживается в среднем в 98,9% и 94,7% образцов остроконечных кондилом и рака шейки матки, соответственно. Рак шейки матки сегодня является одной из наиболее распространенных форм новообразований у женщин. Ежегодно в мире регистрируется около 500 тыс. новых случаев заболевания. По данным ВОЗ за 2001 г. во всем мире эта локализация злокачественных опухолей у женщин занимает 2 место, уступая только раку молочной железы. В популяции у здоровых женщин ВПЧ обнаруживаются в 35% случаев, причем 6,11,16, и 18 типы - только в 21,6%.

По сведениям ученых Калифорнийского университета у 70 % молодых ВПЧ - инфицированных женщин ДНК ВПЧ перестает определяться на протяжении 24 мес. Скорость выведения вируса значительно снижается при инфицировании несколькими видами ВПЧ, а также - при наличии в анамнезе кондилом вульвы. В тоже время, среди женщин, у которых по меньшей степени 3 раза были получены положительные определения ВПЧ, риск тяжелых онкогенных поражений эпителия возрастал в 14 раз. В России за год диагностируется более 11 тыс. новых случаев инвазивного рака. У значительной части этих пациенток (более 40%) опухоль выявляется на поздних стадиях, когда эффективность всех современных методов лечения резко снижается.
Каждый такой случай - это поражение, которое терпит современная медицина. Это признание неспособности вовремя диагностировать и лечить болезнь, а значит признание собственной беспомощности перед ней. Средний возраст больных инвазивным раком шейки матки составляет 57 лет - эта категория относительно молодых, социально активных женщин, что делает проблему раннего выявления неопластических процессов шейки матки социально - значимой. Сохраняющаяся высокая частота этого заболевания в большей степени связана с недостаточной обращаемостью женщин и в меньшей, но достаточно значительной степени - с трудностями лабораторной диагностики и неудачами лечения. Поэтому основным направлением в борьбе с раком шейки матки является более широкое внедрение скрининговых программ в группах риска, направленных на раннее выявление заболевания и профилактические мероприятия.

Внешние проявления ВПЧ могут быть различными. Например, остроконечные кондиломы – это сосочковидные выросты на слизистых (ОК). Могут быть единичными или множественными. Чаще всего располагаются на слизистой внутренней поверхности малых половых губ, влагалища, шейки матки, около отверстия мочеиспускательного канала; у мужчин - вокруг головки полового члена, на внутренней поверхности крайней плоти. Кондиломы редко заметны невооруженному глазу, чаще обнаруживаются наощупь во время подмывания как неровность. Многие не обращают на это внимания, т.к. эти неровности существуют с детства, и люди считают это своей анатомической нормой. На самом деле слизистая наружных половых органов должна быть абсолютно ровной. Папилломы (бородавки) - могут появляться на коже. В отличие от папиллом - доброкачественных опухолей кожи, вирусные папилломы появляются, исчезают и снова появляются, потому что это проявления вирусной инфекции, и их выраженность зависит от состояния защитных сил организма в настоящий момент. Вирусные папилломы имеют цвет нормальной кожи.

Рак шейки матки - самая частая злокачественная опухоль женской половой сферы после рака молочной железы. Средний возраст его развития 37-47 лет, в последнее время он смещается к более молодому. Зачастую опухоль обнаруживают в поздних стадиях из-за пренебрежения гинекологов к патологии шейки матки. Нередко профилактика этой патологии сводится к диатермокоагуляции ("прижиганию") простой эктопии ("эрозии") в раннем репродуктивном возрасте - без дальнейших осмотров. На самом деле расширенную кольпоскопию шейки матки и цитологическое исследование нужно проводить каждые полгода независимо от наличия или отсутствия жалоб. При подозрительной кольпоскопической карине показана биопсия с гистологическим исследованием. Тем более показана периодическая кольпоскопия при "эрозии", зажившей самостоятельно, или после лечения лекарственными тампонами, или после прижигания током или криодеструкции (обработки жидким азотом, "заморозки").
Выявить или заподозрить изменения слизистой оболочки влагалища и шейки матки возможно при обычном гинекологическом осмотре, так как оба этих органа доступны для визуального осмотра. Для диагностики заболеваний влагалища и шейки матки используют комплекс различных методов – кольпоскопия (осмотр шейки матки под увеличением, с окраской специальными препаратами для выявления патологических участков ткани), цитологическое исследование, гистологическое исследование материала шейки матки (для этого выполняется биопсия), а также специальные исследования, направленные на выявление инфекционного агента - бактериоскопия, бактериологическое исследование на неспецифическую и специфическую инфекцию, ПЦР, ДНК-гибридизация. Задачей кольпоскопии является оценка состояния эпителия шейки матки, выявление патологического очага, дифференцировка доброкачественных изменений от подозрительных в отношении онкопатологии, определение участка для биопсии шейки матки.

В плане лечения шейка матки - благодарный орган. В первую очередь, необходимо установить и, по возможности, устранить причину появления того или иного заболевания шейки матки. Лечение воспалительного процесса, особенно обусловленного инфекциями, передающимися половым путем (хламидиоз, генитальный герпес, ВПЧ), обязательно должно быть комплексным. Кроме современных антибактериальных препаратов, назначаемых в соответствии с выявленным инфекционным агентом, при лечении патологии шейки матки особое значение приобретает применение препаратов местного действия. Для местного лечения воспалительного процесса во влагалище и на шейке матки существует большое количество лекарственных средств широкого спектра действия. При наличии вирусной инфекции необходимо специфическое противовирусное лечение, коррекция иммунологических нарушений. Современные достижения медицины и фармацевтики предлагают использовать в лечении заболеваний шейки матки эффективные препараты, которые уничтожают вирус папилломы человека, выравнивают гормональный баланс, «обнаруживают» пораженные вирусом клетки, у которых отсутствует запрет на деление, и перестраивают их программы, заставляя больные клетки умирать. Иногда этих мероприятий бывает достаточно для устранения патологии. Но зачастую приходится прибегать и к хирургическому лечению шейки матки (химическая коагуляция, криодеструкция, электрокоагуляция (ДЭК), хирургический лазер). Особого внимания заслуживают современные методы хирургического лечения с использованием радиоволновой хирургии.
Каждая женщина нуждается в квалифицированной консультации гинеколога как минимум два раза в год, даже если она совершенно здорова. Профилактика и лечение инфекций, хронических воспалительных заболеваний, патологии шейки матки – очень широкий круг вопросов, с которым мы сталкиваемся каждый день.

ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ – НАША ПРОФЕССИЯ!