Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний у женщин. Рак молочных желез. Вопросы и ответы

03

Помните! Большинство опухолей являются доброкачественными, и лишь небольшое их число злокачественными. Окончательное суждение о характере опухоли может вынести только врач. Даже раковые опухоли, выявленные на ранней стадии, когда они небольшого размера, успешно лечатся, поэтому большое значение имеет ранняя диагностика.

В. Кто подвержен риску возникновения рака ?

У каждой женщины существует риск возникновения рака молочных желез, и этот риск
возрастает с возрастом, 3 / 4 случаев  - женщины после 50 -ти лет. К 70 -ти годам риск возникновения рака груди увеличивается в 2 раза по сравнению с 50 -летними женщинами.

В. У кого риск возникновения рака молочных желез выше?

Риск выше у женщин, имеющих ближайших родственниц (мать, сестры) с раком
груди. Однако, женщины, у которых диагностировали болезнь, в 80% случаев не

имели ближайших родственниц с таким заболеванием.

В. Какие еще есть факторы риска ?

Факторами риска по возникновению болезни также являются:
- доброкачественные опухоли;

- мастопатии;

- нарушение детородной функции (первичное бесплодие);

- поздние роды ( после 30-и лет);

- ранняя менструация (с 10 - 11 лет);

- поздняя менопауза (после 53 -х лет);

- сочетание заболеваний: сахарный диабет + ожирение + гипертоническая болезнь;

- заболевания щитовидной железы с нарушением ее функции (гипо - или эутиреодное состояния);

- заболевания яичников, сопровождающиеся повышенным содержанием эстрогенов в крови (гормонопродуцирующие опухоли).

В. Какие симптомы рака этой болезни?

Увеличение или уменьшение размеров одной молочной железы по сравнению с другой;
- подтянутость груди вверх или в сторону, несмещаемость или фиксация по отношению к грудной клетке;

- срезанность, либо другие изменения (втяжение, выбухание, западение контуров, в том числе, соска);

- покраснение кожи на ограниченном участке или на всей молочной железе;

- локальный отек кожи или изменения кожи на всей груди в виде "лимонной корки";

- узлы и уплотнение ткани, в толще кожи, изъязвление кожи и соска, корочки, свищи;

- выделения из соска: желтоватые, зеленоватые или кровянистые.

В. Что рекомендуют Всемирная Организация Здравоохранения и Американское Общество Рака для раннего выявления рака?

Всемирная Организация Здравоохранения и Американское Общество Рака
рекомендуют программу раннего выявления рака молочных желез, которая включает:

1. Регулярный осмотр врачом молочных желез.

Это означает, что если не выявлены факторы риска и возраст 20 - 39 лет осмотр врачом производится 1 раз в 3 года. Возраст 40 лет и старше и не выявлены факторы риска, осмотр врачом  производится 1 раз в 2 года.

При выявлении факторов риска независимо от возраста осмотр врачом производится 1 раз в год.

2. УЗИ молочных желез и маммография.

УЗИ молочных желез - исследование молочных желез с помощью ультразвука. Маммография - рентгенологическое исследование.

Как часто необходимо делать ?

Возраст 20 - 39 лет и не выявлены факторы риска - 1 раз в 3 года.

Возраст 20 - 39 лет и выявлены факторы риска - 1 раз в год.

Возраст 40 лет и старше и не выявлены факторы риска - маммография 1 раз в 2 года.

Возраст 40 лет и старше и выявлены факторы риска - маммография 1 раз в год.

3. Самообследование молочных желез.

Самообследование рекомендуется выполнять 1раз в месяц через 3-5 дней после менструации, а у женщин в менопаузе в фиксированную дату. Осмотр производится при хорошем освещении, пальпация (ощупывание) осторожными движениями в положении стоя и лежа.

Техника самообследования.

В душе: когда Вы принимаете ванну или душ исследуйте молочные железы, так как мокрые пальцы лучше скользят по коже. Проверьте, нет ли уплотнений.

Лежа: пальпацию (ощу пывание) производят лежа на спине. Порядок сле дующий:

1. Подложив под одну из лопаток подушку (свернутое полотенце), лечь таким образом, чтобы обследуемая молочная железа распласталась по грудной стенке. Рука этой же стороны положена под голову или на лоб.

2. Мягко, подушечками 2-4 пальцев противоположной руки ощупывают наружную часть железы снизу вверх, концентрическими и радиальными движениями от соска к подмышечной впадине, обращая внимание и на участок между железой и подмышечной впадиной: обязательно также обследование подмышечной, над- и подключичной областей (их лимфатических узлов).

3. Также подушечками пальцев ощупывают внутреннюю часть железы сверху вниз и от соска к середине грудной стенки.

4. Все те же приемы используют после поворота на другую сторону и необходимо переместить подушку (валик) под вторую лопатку.

5. Умеренно сдавливая между пальцами ареолу и сосок, проверьте, нет ли выделений из соска.

Перед зеркалом:

Встаньте пред зеркалом. Изменения в молочных железах четче выявляются при различных положениях:

1. С опущенными вниз руками.

2. С поднятыми за голову руками.

З. При надавливании на сосок и ареолу.

4. При поднимании молочной железы вверх противоположной рукой. Осмотр в таких положениях проводят, слегка поворачивая туловище в разные стороны, чтобы лучше заметить изменение контуров (втяжение, выбухание, западение), конфигурации и размеров желез (увеличение или уменьшение одной, по сравнению с другой). Помните! Важнейшая цель самообследования заключается не столько в поиске каких-то опухолей, сколько в подтверждении их отсутствия.

В. Какой прогноз при выявлении рака ?

Ранняя диагностика и раннее лечение рака молочной железы - 85% выздоровления.
В. Что же нужно делать, чтобы иметь шанс на здоровое будущее?

1. Осмотр врачом (частота осмотров зависит от возраста и наличия факторов риска).

2. Самообследование молочных желез 1 раз в месяц.

3. Маммография (частота выполнения зависят от возраста и наличия факторов риска).