Здоровое сердце – залог долголетия

Здоровое сердце мы обычно не ощущаем. Оно чаще бьется лишь в минуты сильных эмоций - от страха или радости, любви или ненависти. Оно гулко и ровно отдается в ушах при больших нагрузках - долгом беге, подъеме в крутую гору, в момент прыжка с парашютом.

А если оно вдруг ни с того ни с сего забилось, "обмерло", "провалилось куда-то", если в груди появилась острая боль, отдающая в лопатку, шею, зубы, врач, которому вы опишете свои ощущения, сразу заподозрит ишемическую болезнь сердца (ИБС). Это значит, что вашему сердцу не хватает кислорода, оно задыхается.

Как сохранить здоровое сердце, как поддержать больное сердце? Влияет ли наследственность на сердечные болезни? Какие симптомы должны настораживать?

Об этом сегодня рассказывает врач-терапевт высшей квалификационной категории ООО «Клиника репродуктивной медицины» Наталья Александровна Дивисенко

— Наталья Александровна, что можно сделать, чтобы не допустить болезни сердца?

— Не забывать про некоторые вещи, которые известны всем давным-давно. Я имею в виду образ жизни, физическую активность, стабильный вес и качественное питания. Ведь это создает основу здоровья в целом. Здоровый образ жизни по данным экспертов ВОЗ обеспечивает 40% здоровья человека.

Другое дело, если есть уже какие-то заболевания. Большое значение имеет гипертоническая болезнь, распространенность которой сегодня довольно высока. Практически каждый четвертый-пятый человек в России страдает гипертонией. Необходимо отметить, что гипертоническая болезнь — это заболевание, которое приводит к осложнениям, являющимся главными причинами смертности в России. На первом месте стоит инсульт — это острое нарушение кровообращения мозга, на втором — поражение коронарных сосудов — это ишемическая болезнь сердца и различные ее проявления, в том числе инфаркт миокарда. Поэтому, с точки зрения профилактики, если человек страдает гипертонической болезнью, то ему обязательно нужно лечиться, наблюдаться у врача, держать артериальное давление на нормальном уровне. За последние два года показатели нормального давления стали более жесткими — никаких ссылок на возраст, удовлетворительное самочувствие не может быть: есть определенные цифры нормального артериального давления, которые позволяют человеку, страдающему гипертонией, жить как можно дольше, не приобретая такие серьезные осложнения, как инсульт или ишемическая болезнь сердца. Это означает, что необходимо сначала у врача подобрать эффективную лекарственную терапию, и потом постоянно принимать лекарственные препараты.

— Какие симптомы, с точки зрения кардиологии должны насторожить человека?

— Прежде всего, это нестабильность артериального давления. Это очень плохо, поскольку нагрузки на сердечно-сосудистую систему могут приводить к сердечно-сосудистым катастрофам.

Что касается других заболеваний — ишемической болезни сердца и ее разновидностей, в частности, стенокардии, то в нашей клинике мы рассказываем больным о ее симптомах. Есть обычное состояние больного ишемической болезнью сердца, как правило, больные знают, когда примерно бывают приступы, на какую нагрузку. А вот если вдруг на обычную нагрузку, которую раньше выполнял пациент, появляется приступ, то это уже симптом ухудшения состояния. То есть любое изменение привычного для больного самочувствия должно насторожить человека и заставить обратиться к врачу.

— Если человек не знает о том, что у него больное сердце?

— Правильно поступает тот, кто при появлении боли в грудной клетке, сразу обращается к врачу. Потому что сам человек, который никогда не сталкивался с такими проблемами, не в силах понять причину боли. А неправильная трактовка характера болей иногда приводит к сердечно-сосудистым катастрофам. Поэтому, если появились какие-то необычные боли, следует обратиться к врачу. Только врач сможет распознать, насколько боль носит серьезный характер и оказать своевременную помощь, либо, если эта боль связана с другими причинами (остеохондроз, невралгия), психологически успокоить больного.

Правда ли, что сердечно-сосудистые заболевания молодеют?

—В последнее действительно наблюдается такая тенденция. Особенно это видно по нарушениям мозгового кровообращения, инфарктам миокарда. Так случилось, что в сегодняшнее время неопределенности и постоянных стрессов самым слабым звеном оказались сосуды головного мозга. Сосудистые катастрофы в этой области развиваются чаще всего. Инсульты сегодня вышли на первое место. Помолодел также и инфаркт миокарда, и это тоже связано с частыми стрессами, постоянным психоэмоциональным перенапряжением, неуверенностью в завтрашнем дне.

— Какую роль играет наследственность в предрасположенности к сердечно- сосудистым заболеваниям?

— Наследственность здесь играет большую и важнейшую роль. Мы всегда спрашиваем больного о наследственности. Напрямую наследуются особенности регуляции артериального давления, устойчивости сердечно-сосудистой и нервной системы к внешним факторам. Если есть какие-то дефекты, то развивается гипертоническая болезнь. А гипертоническая болезнь ведет к развитию ишемической болезни. Что касается ишемической болезни — это особенности липидного обмена. Известно, что в ишемической болезни очень значимая вещь — холестерин, жироподобные вещества, которые откладываются в стенках сосудов и приводят к сосудистым катастрофам. Тип и качество питания, конечно, влияют на эти процессы. Но это влияние в несколько раз ниже, чем то, что человек получает по наследству. Поэтому нередко бывает, что один ест много — холестерин в норме, другой ест мало — холестерин высокий. Особенно ярко влияние наследственности прослеживается у больных ишемической болезнью сердца в молодом возрасте.

В заключении мне бы хотелось еще раз заострить внимание читателей на основных факторах риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Объективные (неуправляемые):

1. Наследственность

2. Пол (мужчины болеют чаще женщин)

3. Возраст (чем старше, тем риск выше)

Субъективные (управляемые):

4. Нарушения жирового обмена, повышенный уровень холестерина

5. Повышенное артериальное давление

6. Курение

7. Нарушение углеводного обмена, сахарный диабет

8. Лишний вес

9. Недостаток движения (гиподинамия)

10. Психоэмоциональное перенапряжение, стресс

Если данные факторы риска имеют место у вас или ваших близких необходимо обратится к врачу за консультацией. Будьте здоровы!

Дивисенко Наталья Александровна – врач-терапевт высшей квалификационной категории